ГлавнаяE-mailКарта сайтаEnglish
.

Интервью с Экхартом Толле

Стивен Доносо, The Sun Magazine

Стивен: Часто мы пытаемся сбежать от своей повседневной жизни: от работы, где не можем реализоваться, от отношений, которые идут не так, как нам хочется, от трудных семейных ситуаций. Почему мы это делаем?

Экхарт: Привычка чего-то избегать — это форма всеобщей обусловленности ума, которая почти всегда действует в жизни человека, а не только тогда, когда ситуация становится неприятной, неприемлемой или трудной. В обычной жизни мы постоянно сбегаем из настоящего момента в воображаемое будущее, которое подсознательно считаем более важным. Большинство людей превращает настоящий момент в средство достижения цели, находящейся в будущем моменте, который наступит через минуту, через час или "когда у меня наконец получится". Наша устремленность в будущее, наша внутренняя потребность отрицать настоящее проявляется как постоянное чувство беспокойства и латентной неудовлетворенности тем, что есть. Это кажется "нормальным" состоянием нашей цивилизации. Фрейд признал это в своей работе "Цивилизация и ее чувство неудовлетворенности". Если переводить с немецкого буквально — "Дискомфорт в культуре". Фрейд увидел, что наше обычное состояние сознания можно было бы описать как постоянное беспокойство с переменной степенью проявления.

Почему мы не осознаем свое состояние неудовлетворенности?

Потому что таково обычное состояние всех людей. С момента, как ребенок попадает в школу, ему приходится смотреть в будущее, постоянно стремиться попасть в следующий момент, а затем в следующий за ним. Даже если будущий момент страшит, все равно все внимание обращено на него, и это порождает тревожность. Однако потом может прийти осознание — и это поразительное открытие для тех, кто никогда не обращал на это особого внимания, — что настоящий момент — это все, что у них есть в жизни.

Но разве наш прошлый и потенциальный будущий опыт не являются в нашей жизни главными?

Никто и никогда не может переживать ни будущего, ни прошлого. Переживается только настоящий момент. Всё, что вы делаете, думаете или чувствуете, может происходить только в настоящий момент, Сейчас. Если вы живете так, что постоянно отрицаете настоящий момент, то вы отрицаете саму жизнь, потому что жизнь неотделима от настоящего момента, она может происходить только Сейчас. Прошлое — это память о прошедшем моменте Сейчас, будущее — это мысленная проекция ожидаемого момента Сейчас. Строго говоря, ничто и никогда не происходило в прошлом — все происходило в момент Сейчас. Всё, что будет происходить в будущем, тоже произойдет в момент Сейчас. Может быть, это звучит слишком просто или даже бессмысленно, но тем не менее, в этом есть глубокая истина: жизнь и Настоящее — одно и то же.

Надежда на будущее — подмога или помеха?

Я бы никому не рекомендовал надеяться. [Смех.] Надежда — в большой степени мысленная проекция. Она просто создает для вас некое новое будущее, которое, как вы думаете, спасет вас.

Что заставляет нас жить прошлым или будущим?

Мы живем в мире ментальных абстракций, концепций и образов — в мире мыслей. И этот мир становится нашим домом, в котором невозможно хоть ненадолго остановить процесс мышления. Ментальный шум льется непрерывным потоком. Психологи обнаружили, что 95% и более мыслей полностью повторяются. Возможно, в лучшем случае только 10% от этих мыслительных процессов действительно необходимы для жизни. Иногда мысли могут быть действительно полезными [смех], но в нашем мире мышление стало навязчивой и вредной привычкой. Переживание собственной идентификации у людей, их чувство "себя" перепуталось с умственными представлениями и мысленными образами "я" и "себя".

Когда все это возникает?

Все начинается тогда, когда родители дают вам ваше имя. Это первый ярлык, который вы впитываете, и ваш ум говорит: "О, это я", и вы повторяете свое имя. Постепенно имя становится чем-то вроде корзины, в которую собирается ваш дальнейший жизненный опыт: то, что с вами происходит, то, что другие говорят вам о вас. Некоторые родители говорят своим детям: "Ты недостаточно хорош; ты глуп; ты ничего не можешь сделать как следует". Другие родители говорят что-то другое. Но всегда есть обусловленность, которую вы впитываете. Затем все это накапливается и становится содержимым вашего ума. По мере вашего роста удлиняется и ваша история, состоящая из суждений, концепций и представлений. Иначе говоря, "я" — это некий рассказ, история, рассказываемая у вас в голове, которая больше похожа на вымысел, чем на правду. Тем не менее, у большинства людей она формирует основу их самоощущения, и естественно, это чувство усиливается окружающим миром. Выдуманное представление о себе часто подвергается угрозе со стороны других людей, поэтому всегда находится в состоянии тревоги, потребности в защите и безопасности, постоянно нуждается в собственном укреплении и усилении. Всегда есть потребность иметь как можно больше "себя", чтобы добавить его к тому, кто я есть. Мне нужно больше отношений, больше знаний, больше имущества, более высокий статус. Если другие думают обо мне хорошо, если они меня высоко ценят, тогда у меня есть положение в обществе, и это может стать основой моей личности. Если они думают обо мне плохо, у меня нет никакого положения в обществе, но это тоже может служить основой для моей личности — личности, которая говорит: "У меня ничего не вышло. Я недостаточно хорош", и которой свойственно постоянное чувство недостаточности, неполноты, страха. В любом случае, история обо "мне" еще не завершена.

Даже те, у кого в глазах всего мира "вышло всё", чувствуют, что они еще не достигли желаемого, что их история еще не завершилась, что они еще не прошли тот путь, который должны были пройти. Мое самоощущение неполно, потому что оно еще не завершено. Есть чувство, что "вам еще нужно так много пройти, чтобы до конца стать собой". И есть еще история жизни, полная разочарований. Во времена, когда люди находятся в депрессии, история разочарований появляется на поверхность. В другие периоды это чувство заталкивается вглубь и становится бессознательным. Сознательный ум может создать образ "себя" как величайшего, но где-то в глубине все равно кроется еще один образ, говорящий: "О, нет, ты не такой". Может быть и так, что проецируемый мною наружу образ прямо противоположен тому, что я на самом деле чувствую. Вот самоощущение, с которым живут люди и которое является их бременем. "Я" — это история, рассказываемая у вас в голове, история, очень похожая на вымысел. Тем не менее, у большинства людей она формирует основу их самоощущения, и это чувство, конечно же, усиливается окружающим миром. Другой характеристикой этого воображаемого "я" является то, что оно не может поддерживать собственное существование в условиях длительного отсутствия конфликта или раздора. Оно нуждается в других людях или ситуациях, с которыми можно было бы находиться в состоянии противостояния или борьбы, потому что противодействие чему-либо или кому-либо усиливает наше самоощущение. Если у меня есть враги, моя личность становится сильнее. Это одинаково справедливо как для личностного чувства "я", так и для коллективного переживания "мы": наше племя, наша религия, наша нация. В любом случае "я" определяет себя через конфликт, и благодаря ему может провозглашать себя "правым". Необходимость иметь врагов является частью безумия обычного человеческого сознания, причинявшего нам боль и страдания на протяжении многих тысяч лет. В нем корень непрерывного насилия, войн и конфликтов, которые вы можете найти, открыв газету или историческую книгу.

Я всегда рекомендую читать историю двадцатого века, потому что из всех периодов человеческой истории двадцатый век, без сомнения, является самым безумным, если говорить о том страдании, которое одни люди причинили другим. Любой пришелец из космоса, глядя на этот век, пришел бы к выводу, что через коллективную человеческую психику проходит мощная полоса безумия. Безумие этого мира не только где-то там; корень безумия — в уме каждого человека. Разумеется, у одних людей оно приобретает более выраженные формы, у других менее выраженные. Предельная форма безумия — это террорист, убивающий тысячи людей, включая себя. Как он может это сделать? Как может человек причинять страдания другим и, кажется, ничего не чувствовать? Как это возможно? Это происходит потому, что террорист начал считать большую группу людей — другой религии, из другого племени или другой нации — врагами. И как только он навесил на них ярлык врага, то перестал считать их за людей. Он начал видеть только созданную им мысленную концепцию, только навешанные им самим ментальные ярлыки. Стоит вам навесить ярлык, неважно, на целую нацию или же на отдельного человека, как вы становитесь безразличными и маловосприимчивыми, переставая чувствовать жизнь и реальность других людей.

То есть, можно сказать, что террорист убил их еще до того, как сделал это в реальности.

Да, это так. Но прежде, чем осуждать его, нужно увидеть, что терроризм — лишь крайнее проявление той же неправильности, которая есть в каждом. Это очень отрезвляющие понимание. Оно также означает, что вы больше не можете превратить террориста в своего "врага".

Неподалеку от места, где я живу, в Мейне, есть летний лагерь под названием "Семена мира" (Seeds of Peace), основанный Джоном Воллачем (John Wallach). В нем собираются вместе подростки из Израиля и Палестины. Они вместе живут, вместе едят, вместе занимаются спортом, чтобы получить возможность увидеть у "врага" человеческое лицо.

Да. И постепенно мысленный стереотип [врага] теряет свою плотность, они начинают видеть реальность, которая просвечивает сквозь него. Но нужно отметить, что все мы находимся в ловушке ментальных конструкций, и тем самым отделяем себя от реальности; из всего мира уходит энергия жизни, или, вернее, мы сами теряем способность чувствовать эту энергию и священность природы. Когда мы смотрим на природу концептуализированным умом, то видим лес как товар потребления, как некую концепцию. Мы не видим мир таким, какой он есть, а лишь таким, каким хотим его видеть. Преуменьшаем его. Так становится возможным то, что люди уничтожают планету, не ведая, что творят. Иисус говорил об этом: "Прости им, ибо не ведают что творят". Эта коллективная болезнь ума была с нами очень долгое время. Во времена Иисуса она уже была. Во времена Будды тоже была. Со временем эта болезнь только обострялась, становилась все более явной. Двадцатый век — "век прогресса" — пока остается вершиной безумия.

Какую роль во всем этом играет технология?

Несмотря на то, что технология породила столько чудесных изобретений, большинство из них имеют очень существенные недостатки. В начале мы считаем новое изобретение благом, а потом начинаем видеть его обратную, разрушительную сторону. Во время первой мировой войны наука и техника тысячекратно усилили последствия человеческого безумия. Люди начали спрашивать: "Боже мой, что мы натворили?" Последствия смотрели нам прямо в лицо: таково человеческое общество, которое мы сотворили. И мы начали отворачиваться от этого.

Это проще заметить вовне, в обществе, чем в собственной жизни.

Сначала вы видите это в обществе, то, как оно отражается в нем. Затем начинаете видеть корни этого в себе: тенденцию жить все время в мире концепций, обусловленных нашим отождествлением с умственными процессами, которые всегда представляют собой абстракцию и создание образов. Хотя в некоторых людях происходят перемены и сдвиг сознания, большинство по-прежнему отождествляются со своим мыслящим умом. Именно почему французский философ Декарт, желая установить наиболее глубокую истину, пришел к заключению: "Я мыслю, следовательно — существую". Разумеется, это не так. Он лишь выразил ошибку, уже существовавшую в его время: приравнял бытие к мышлению. Человеческое бытие гораздо шире мыслительной деятельности. За пределами мира мыслей существует пространство большей разумности, из которого приходит интуиция, творчество и внезапное осознание.

 

.

HotLog