Клуб Осознанное присутствиеУЧЕНИЕ ЭКХАРТА ТОЛЛЕ
"В жизни не отдавай все 100 процентов внимания внешнему миру
и своему уму. Оставляй часть внутри. Чувствуй внутреннее тело, даже занимаясь повседневными делами, особенно когда общаешься
с природой. Чувствуй тишину глубоко внутри него.
Держи портал открытым".
Экхарт Толле

Экхарт Толле

ИНТЕРВЬЮ
Беседы Экхарта, в которых он рассматривает разные аспекты нашей жизни

Осознание цели своей жизни
Интервью Экхарта Толле с Кэти Джулайн для журнала «Наука Разума»

Первый бестселлер Экхарта Толле «Сила Настоящего» (The Power of Now), захватил внимание читателей своими глубокими откровениями. Быть в настоящем мгновении, — пишет Экхарт в этой книге, — таков путь к устранению страдания, создаваемого отождествлением с умом. В своей последней книге «Новая Земля» (A New Earth) Толле продолжает тему осознавания настоящего момента, тщательно развивая её с присущей ему уникальной ясностью и глубиной. Он также исследует, каким образом пробуждённое сознание сонастраивает нас с нашей жизненной целью. Согласно Толле, у нас есть внутренняя и внешняя цели. Наша внешняя цель меняется в зависимости от обстоятельств и обязательно включает в себя время, в то время как внутренняя цель всегда остаётся неизменной: что бы мы ни делали, быть в состоянии абсолютного присутствия и тем самым позволять, чтобы все наши действия направляла и вдохновляла осознанность, пробуждённое сознание, а не контролировал подвластный эго ум. Мы исполняем своё предназначение и осуществляем свою цель, когда знаем, кто мы есть, знаем, что мы — осознанное Присутствие.

Толле взял суть духовной мудрости у таких великих учителей, как Иисус и Будда, и выразил её современным языком, как это сделал Эрнест Холмс, сформулировав «Науку Разума и Духа» (Science of Mind and Spirit). Когда Холмс говорит о духовном лечении ума, что оно заключается в «очищении мысли от отрицания, сомнений и страха, в результате чего ум начинает воспринимать вездесущность Бога», он тщательно собирает из древних учений ту же мудрость, что и Толле в своих книгах. Теперь, в «Новой Земле», Толле живым, современным языком даёт нам реальный ключ к осознанности в современном мире — быть полностью осознанным в каждое данное мгновение. Название его книги взято из библейской Книги Откровений, предвещающей новое небо и новую землю. [Откровение Иоанна Богослова 21, 1; Исайя 65, 17 — прим. ред.] Это метафора осознанного восприятия бесконечного бытия (неба), непрерывно и всё новыми путями обретающего новую форму (землю). Поскольку то, что имеет в виду автор, выходит за пределы интеллектуального понимания, его идеи требуют размышлений. «Слова — только указатели, — говорит он. — То, о чём они сообщают, лежит за пределами слов, но с их помощью мы можем хотя бы двигаться в направлении того, о чём идёт речь, и это приносит пользу».

Вопрос: В вашем видении новой земли цель жизни включает в себя то, что вы называете «пробуждённым действием». Что вы имеете в виду?

Экхарт: Большинство людей относятся к настоящему мгновению как к препятствию, которое нужно преодолеть. Поскольку настоящий момент есть сама Жизнь, то жить так — безумие.

В пробуждённом действии есть полная внутренняя сонастроенность с текущим моментом и с тем, что вы делаете прямо сейчас. Тогда действие перестаёт быть прежде всего средством достижения цели, а открывает путь для прихода сознания в наш мир. Сонастройка себя с настоящим мгновением — это сонастройка себя с всеобщей целью, с целью целого. А в чём заключается цель целого? Рождение и расцвет сознания. Тогда целое направляет вас во всех ваших помыслах и действиях.

Как я объясняю в «Новой Земле», пробуждённое действие имеет три характеристики в зависимости от обстоятельств и сущности деятельности. Это принятие, радость и энтузиазм. Если в ваших действиях нет ни принятия, ни радости, ни энтузиазма, то вы не сонастроены с целью вселенной. Вы творите отсутствие счастья, то есть страдание в той или иной форме. Эго можно в том числе определить как дисфункциональные отношения с настоящим мгновением. То, что я называю новой землёй — внешние формы, созданные в результате пробуждённого деланья, — возникает по мере того, как всё больше и больше людей осознают, что их цель — позволить сознанию проявиться во всех их действиях.

Вопрос: Вы считаете, что человечество готово к такой трансформации?

Экхарт: Да. Я вижу признаки того, что она уже происходит. Впервые на нашей планете происходит широкомасштабное пробуждение. Почему сейчас? Потому что если человеческое сознание не изменится сейчас, мы погубим и себя, и, возможно, планету. Безумие коллективного, подчинённого эго ума, усугубляемое наукой и технологией, быстро ведёт человечество к катастрофе. Развиваться или погибнуть — на сегодня это наш единственный выбор. Если не учитывать восточный мир, то в настоящее время, по моим оценкам, примерно десять процентов населения Северной Америки уже пробуждаются. Это уже около тридцати миллионов одних только американцев. Помимо этих людей из Северной Америки, примерно десять процентов населения Западной Европы также пробуждаются. Возможно, этого уже достаточно для создания критической массы, благодаря которой могла бы появиться новая земля. Так что трансформация сознания действительно происходит, хотя о ней не расскажут в вечерних новостях. Достаточно ли быстро она происходит? Сейчас будущее человечества обнадёживает меня гораздо больше, чем когда я писал «Силу Настоящего». На самом деле, поэтому-то я и написал её. У меня действительно не было уверенности, что человечество выживет. Сейчас я думаю иначе. Я вижу множество причин для надежды.

Вопрос: В новой книге вы говорите, что для такой трансформации человечества необходим сдвиг от объектного сознания к пространственному. Можете ли вы пояснить, что вы имеете в виду?

Экхарт: Да. Я говорю о том, что появление пространственного сознания станет, с моей точки зрения, следующим этапом эволюции человека. Под пространственным сознанием я понимаю то, что помимо полного осознавания вещей — то есть в отношении того, что воспринимают наши органы чувств, а также в отношении мыслей, эмоций и всего происходящего в жизни — в нас одновременно существует глубинное течение осознанности, или Присутствия. Осознанность подразумевает осознавание не только предметов — вещей и окружающих нас людей, — но и того, что мы их осознаём. Осознаём вневременное Я ЕСТЬ, без которого не было бы никакого мира. Когда на переднем плане что-то происходит, на заднем плане мы можем чувствовать внутреннюю бдительную тишину. Это необусловленное. Это истинная разумность. Если в нашей жизни есть только объектное мышление, мы остаёмся в ловушке обусловленного, в ловушке формы, создающей видимость разделённости. Мы всегда стараемся изменить форму или сопротивляемся ей тем или иным способом. Мы надеемся, что мир форм принесёт нам спасение. Но когда мы осознаём пространственное сознание, осознаём факт осознавания, мы становимся свободными от отождествления с формой, которая и есть эго, и тогда внутри нас рождается чувство единства с целым и с Источником нашего бытия.

Вопрос: То есть привязанность и борьба прекращаются.

Экхарт: Совершенно верно, потому что в пространственном сознании нет ни будущего, ни прошлого. Есть только настоящее, и оно всегда свободно. Это то, что буддисты называют пустотой, а Иисус — полнотой жизни. Это одно и то же, или, вернее, ни-что. Являясь проходом в не имеющее предела вертикальное измерение, настоящее никогда не ограничено и не нагружено проблемами. Для того чтобы выжить, проблемам нужно время, иначе говоря, прошлое и будущее. С другой стороны, если мы позволяем фокусу своего внимания дрейфовать назад в прошлое, или вперёд в будущее, то действуем в горизонтальном измерении, а это приводит к росту и усилению разобщённости форм, берущей своё начало в конструкциях эго. Вход в вертикальное измерение требует высокой степени Присутствия. Необходимо, чтобы настоящий момент был главным фокусом нашего внимания. Разумеется, для того чтобы действовать в этом мире, нам нужно понятие времени — например, чтобы назначить это интервью. Но смысл в том, чтобы не ограничиваться одним только этим измерением. Появление пространственного сознания — сдвиг скорее к вертикальной, чем к горизонтальной осознанности — является следующей стадией человеческой эволюции, и в зависимости от того, насколько наша осознанность остаётся в настоящем моменте, его становится всё больше и больше.

Вопрос: Можете ли вы предложить какие-то способы, помогающие оставаться сфокусированными на настоящем моменте?

Экхарт: Мы можем, например, замечать мелочи вокруг себя, уделять внимание деталям, таким как птицы на ветках, цветы в саду или парке — просто замечать красоту везде, даже самые незначительные детали. Чтобы замечать то, что кажется незначительным, требуется бдительное внимание. Это ключ. Бдительное внимание необусловлено. Это само сознание. Ещё одна полезная практика — наблюдать за дыханием и дышать осознанно. Если мы направляем внимание на дыхание, то одновременно с этим не можем думать о чём-то другом. Наше внимание сосредоточено на настоящем мгновении, а не поглощено беспокойством о будущем или планами на следующую неделю. Мы просто дышим и не думаем. Поскольку дыхательная медитация уводит нас от мыслительной деятельности, она является эффективным способом пробуждения. Поскольку дыхание фактически не имеет формы, оно традиционно ставилось на один уровень с духом, с Единой Жизнью, не имеющей формы. В немецком языке слово «atmen», означающее «дышать», происходит от слова «atman», которое на санскрите — языке древней Индии — означает самую сокровенную внутреннюю суть, или всеобщее «Я».

Вопрос: Почему желательно практиковать освобождение ума от мышления?

Экхарт: Мышление, или точнее, отождествление с мышлением, порождает и поддерживает эго, которое, особенно в нашем западном обществе, вышло из-под контроля. Оно считает себя реальным и очень старается сохранять своё превосходство. Негативные состояния ума, такие как гнев, негодование, страх, зависть и ревность, возникают вследствие деятельности эго. Когда всем управляет эго, эти состояния ума кажутся нам оправданными и, кроме того, вызванными каким-то внешним фактором. Обычно в возникновении этих чувств винят кого-нибудь другого. Но их истинную причину следует искать не в событиях вашей жизни, а в структуре подвластного эго ума. Эго нужны враги, поскольку оно идентифицирует себя путём разобщения и, следовательно, подчёркивает инаковость других людей. По этой причине, позволив эго управлять, мы получаем в конечном итоге насилие, борьбу и войны. Это безумие, но эго так не кажется.

В фильме «Игры разума» (»A Beautiful Mind») хорошо показано, как может обманывать нас ум, если мы не осознаём, что он нами управляет. Это реальная история гениального и одновременно безумного человека. Зрители не знают, что он безумен, до тех пор пока он не понимает это сам. Фильм передаёт мысль, что когда вы начинаете осознавать своё безумие, вы уже больше не безумны. То есть, начав осознавать свой ум, вы перестаёте отождествлять себя с ним. Входит новое измерение сознания. Причиной безумия является неосознаваемое мышление — именно с его помощью эго контролирует нас.

Вопрос: Вы предлагаете нам просто уйти от негативных мыслей или вообще прекратить мыслительную деятельность?

Экхарт: Позитивное мышление, конечно же, предпочтительнее. Но именно осознавание настоящего момента и практику осознанности божественного Присутствия имеет в виду Иисус в Нагорной Проповеди, говоря: «Не думайте о своей жизни» [т.е. не беспокойтесь; в русском переводе: «не заботьтесь для души вашей» или «не беспокойтесь о том, что для жизни нужно вам…» — Матфей 6, 25, Лука 12, 22 — прим. ред.]. Из этого состояния Бытия исходит великая творческая сила. «Измени своё мышление» на самом деле можно понять как рекомендацию остановить постоянную деятельность ума — повторяющуюся, бесполезную и часто негативную. Непрерывный мыслительный процесс останавливается, и мы становимся спокойными и тихими, и начинаем осознавать свою осознанность. Это осознание Я ЕСТЬ, осознание Бытия, нашего сущностного «я». Когда мы прочно обосновываемся в нём, мышление служит осознанности, перестав быть деятельностью, обслуживающей эго. Оно становится творческим, вдохновенным.

Вопрос: В своей книге вы говорите о теле боли, личном и коллективном. Что вы называете телом боли?

Экхарт: Термином «тело боли» я обозначаю накопленную старую эмоциональную боль, которую почти все люди носят в своём энергетическом поле. Я считаю его полуавтономной психической сущностью. Оно состоит из негативных эмоций, которые человек не захотел увидеть, принять и отпустить в момент их появления. От этих негативных эмоций остаётся осадок эмоциональной боли, которая хранится в клетках тела. Кроме того, существует коллективное тело боли человечества, хранящее боль, которую испытало бессчётное число людей на протяжении всей истории. Тело боли имеет два состояния: дремлющее и активное. Периодически оно активируется, и в такие периоды ищет новых страданий, которыми оно питается. Если ваше состояние присутствия не абсолютно, тело боли захватывает ваш ум и питается его негативными мыслями, а также негативными переживаниями, такими как трагедия в отношениях. Так оно увековечивало себя на протяжении всей человеческой истории. Тело боли можно охарактеризовать и по-другому: болезненная привязанность к ощущению себя несчастным.

Вопрос: Можете ли вы предложить способ устранения тела боли?

Экхарт: Да. Мы освобождаемся от него, разрывая связь между ним и своим мыслительным процессом, чтобы перестать подпитывать его своими мыслями. Частота вибрации любой негативной мысли близка к частоте вибрации тела боли, поэтому именно такие мысли служат ему пищей. Оно не может питаться положительными мыслями. Когда тело боли перестает управлять внутренним диалогом, навязчивым мышлением, мы начинаем осознавать его непосредственно. Мы чувствуем эмоцию в теле, и поэтому переносим на неё осознанность, свет сознания. Тогда старая эмоция трансформируется в сознание, подобно тому как огонь всё превращает в себя. Поэтому разотождествившись с эмоцией и просто пребывая в настоящем моменте, можно остановить цикл постоянного воссоздавания болезненных переживаний.

Вопрос: Похоже, страх лежит в основе большинства негативных эмоций. Как от него освободиться? Вы говорите о процессе разотождествления. Как он происходит?

Экхарт: Страх возникает в результате отождествления с формой, будь то принадлежащие вам материальные ценности, ваше физическое тело, социальная роль, образ самого себя, мысль или эмоция. Он возникает оттого, что вы не осознаёте бесформенное внутреннее измерение сознания или духа, являющего собой суть того, кто вы есть. Вы находитесь в ловушке объектного сознания, не осознавая измерение внутреннего пространства, которое единственно является истинной свободой.

Каждая пугающая мысль — это мысль о будущем, о том, что может произойти. Большинству людей знакомо «кино в голове», которое вызывает стресс и тревогу и не даёт заснуть по ночам, когда ваше тело лежит в тёплой, уютной постели. В тот миг, когда вы распознаёте пугающую мысль и видите, что она представляет собой бесполезную, саморазрушительную активность ума, вы начинаете с ней разотождествляться. Тогда Осознанность, или Присутствие, занимает место мышления. Я не говорю, что вы перестаёте думать, я говорю только, что вы больше не принимаете мышление за то, кем вы являетесь. Мышление укореняется в осознанности и перестаёт быть замкнутым на самом себе, то есть перестаёт служить эго.

Любое тело боли содержит в себе очень много страха, поскольку страх является основополагающей негативной эмоцией. Как нам с этим быть? Вы, опять-таки, осознаёте подлинную суть страха, который является телом боли, вобравшим в себя все старые эмоции. Как только вы его распознаёте, оно больше не способно завладеть вашим умом, не может питаться вашими негативными мыслями и перестаёт управлять вашим внутренним диалогом и вашими действиями и речью. Как только тело боли проявляется снова, не боритесь с ним и не сопротивляйтесь. Оно является частью «бытийности» настоящего момента, с которым вам нужно быть внутренне сонастроенным. Поэтому позвольте ему быть. Если вы перестаёте питать его, оно теряет свой энергетический заряд, и негативные эмоции трансформируются.

Вопрос: В своей книге вы говорите о постоянном хотении эго и его неутолимой жажде иметь больше. Но разве кое-что из того, что мы хотим, нельзя считать стоящим — например, желание стать лучше?

Экхарт: Желание стать лучше обычно связано со стремлением улучшить собственное восприятие себя, то, как вижу себя я сам, или как меня видят окружающие. Это связано с созданием в уме образов, то есть с эго. Сюда, разумеется, входит и желание стать просветлённым или более духовным. Пробуждение, или духовная реализация, — это открытие того, что вам не нужно ничего добавлять к себе, чтобы всецело быть самим собой. Вам нужно не стараться стать хорошим, а позволить проявиться всему хорошему, что в вас есть, что присуще Бытию и неотделимо от того, кто вы есть.

Вопрос: Вы говорите, что по мере того как люди осознают своё истинное «я» и цель своей жизни, создаётся новая земля. Какая она, эта новая земля?

Экхарт: Я не хочу делать предположений о том, какой будет новая земля, но в любом случае она будет внешним проявлением нового неба, внутреннего мира сознания. Она возникнет из пробуждённого сознания, то есть не обусловленного и свободного от иллюзий эго. Намёки на то, как будет выглядеть новая земля, есть в Библии, где говорится, например, что «волк будет жить вместе с ягнёнком …» [Исайя 11, 6 — прим. ред.]. Это можно понять, например, так: воспринимаемая нами внешняя реальность едина с коллективным человеческим сознанием и представляет собой его отражение, поэтому изменения в сознании изменят не только создаваемый нами мир, но всё наше восприятие реальности.

По мере пробуждения людей от сна отождествления с формой, сознание может начать создавать форму, не теряя себя в ней. Происходит осознание истинной сути того, кем является каждый из нас. Пришествие нового неба и новой земли, предсказанное в Ветхом и в Новом Завете, является подходящей метафорой для такого сдвига сознания. Но этот сдвиг — не будущее состояние, которого нужно достичь или в которое нужно верить. Новое небо и новая земля возникает в каждом из нас в этот самый миг. Поэтому осознать цель своей жизни означает не надеяться на будущее и ожидать там самореализации, а пребывать в настоящем мгновении и позволить эго раствориться. Внутренняя цель вашей жизни первична и состоит в том, чтобы пробудиться, быть осознанным. Чем бы вы ни занимались, самое главное — состояние вашего сознания.

 
На главную страницу В начало  
Клуб "Осознанное присутствие"в Faceboo